Свободное пенитенциарное воспитание (психологический аспект)


Свободное пенитенциарное воспитание (психологический аспект)
Воспитание, основанное на гуманистических идеях учета интересов развития личности, формирования ответственности, самостоятельности, ненасилия. Идея свободного воспитания предполагает внимательное, гуманное отношение ко всем осужденным. Свобода в воспитании – это ненасильственное воздействие сотрудников исправительных учреждений на осужденного с целью формирования и развития у последних нравственных привычек и качеств. Поэтому основным средством воспитательного воздействия должно являться убеждение, основанное на сознательности. Отказ от насилия определяет задачи по воспитанию добрых чувств, добрых суждений и воли и предупреждение развития у осужденных своеволия и деспотизма, чтобы потом не подавлять их силой.

Свободное воспитание основывается на творческом подходе к организации обучения, производственной деятельности, самодеятельности осужденных, связанной с их личными позитивными интересами. Особое значение свободное воспитание имеет для несовершеннолетних, поскольку оно предполагает создание условий для развития индивидуальности, свободной личности, для раскрытия творческих сил. Свободное воспитание формирует понимание свободы как возможности осуществлять сознательный выбор, что возможно лишь при условии, что человек приобретает способность быть сами собой, понимать и принимать других.

(Л.И. Беляева)

Литература: Беляева Л.И. Идея свободного воспитания в деле исправления и перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей в России (начало ХХ в.) / Проблемы свободного воспитания и развития личности: Сб. научных статей. - М., 1997. С.109-114


Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. . 2003.